Артефакты

Попова магистратура

1. Понятие и виды моделей.

Моделирование – это метод анализа объекта путем построения его модели, которое осуществляется с определённой целью и состоит в замене эксперимента на модель.

Модель – искусственно создаваемый объект, воспроизводящий ключевые качества своего прототипа и игнорирующий свойства, которые аналитику кажутся несущественными.

Один и тот же объект может быть смоделирован по-разному.

Цель моделирования: создание модели, которая могла бы более точно отображать функционирование копируемой системы.

для решения следующих задач:

1. прогнозирование изменения состояния или поведения системы, процесса в будущем

2. для выявления скрытых взаимосвязей и зависимостей внутри исследуемого объекта

Классификации моделей #1:

теоретические) – соединение новых и старых знаний

2. Прагматические (прикладной характер) – рабочее представление системы для ее управления

3. Инструментальные – средство построения, соединение 2-х вышеописанных моделей

материальные – воспроизводят физические, динамические, функциональные характеристики объекта (например, моделирование электоральных процессов, учет показателей: уровень выборов, кол-во избирательных участков и т.д.)

бывают:

а) натуральные – полное совпадение с оригиналом, высокая точность результатов моделирования.

почти) – совпадение натуральных и математических моделей. Используются, если часть системы должна быть изучена во взаимодействии с остальными частями, но их не существует.

– отличаются от оригинала размером. В основе – математический аппарат теории подобия.

нованы на отождествлении процессов, имеющих разную природу, но которые можно описать формально одинаково, используя одни и те же математические уравнения.

(носит теоретический характер):

А) интуитивные М – интуитивное представление об объекте, не поддающемся формализации или в ней не нуждающемся.

Б) знаковые – в качестве модели используются: схемы, графики, чертежи, формулы, а также принципы, с помощью которых можно оперировать этими знакомыми элементами.

Классификации моделей #3

) – некая формализованная языковая структура (смысловая реконструкция диалога участников переговоров)

– фиксирует в динамике отношения и связи моделируемой системы

3. Графическая – если модель представлена с помощью геометрических образов

4. Математическая – важно! Бывает:

– граждане конкретного государства)

. по характеру отображаемых объектов, бывают: структурная модель (представлены элементы, институты, отношения между ними), иерархическая модель (соподчинение элементов) и сетевая модель, функциональная (система соотношений функций институтов)

если используют для изучения возможных путей развития поведения объекта)

теоретические и эмпирические (создаются в результате проведения эксперимента)

с помощью множеств и отношений принадлежности к ним), графов (если выражена графами и отношениями между ними).

Классификации моделей #4:

Устойчивые (при выведении из исходного состояния к нему и стремится) – ванька-встанька

2. Неустойчивые – провоцируют изменения объекта

3. количественные и качественные

Классификации моделей #5

(взаимодействуют с внешними факторами)

система Кореи)

Классификации моделей #6(по отношению к временному фактору) М бывают:

– дает срез

режимов с 90-х годов)

#6 1.жесткие (точное количественное описание явления)

(качественное воспроизводство изучаемого объекта)

(исследование политических процессов) акцент сделан на учет сильных факторов, слабые факторы – учитываются как сумма воздействий случайных величин. Факторы действуют практически независимо друг от друга – множественный регрессионный анализ

– когда свойство процесса имеет в структуре различные явления, которые соответствуют различным законам поведения. Объект невозможно описать с помощью одной аналитической схемы, предсказать точно значение процесса невозможно, так как его показатели не повторяются.

 

ВОПРОС №2. Этапы политического моделирования:

1. Анализ требований и проектирование

. Постановка и анализ задачи и цели моделирования

. Сбор и анализ исходной информации об объекте моделирования

. Построение концептуальной модели

. Проверка достоверности концептуальной модели

2. Разработка модели

. Выбор среды моделирования

. Составление логической модели

. Назначение свойств модулям модели

. Задание модельного времени

. Верификация модели

3. Проведение эксперимента

. Запуск модели, прогон модели

. Варьирование параметров модели и сбор статистики

. Анализ результатов моделирования

4. Подведение итогов моделирования согласно поставленной цели и задачи моделирования

– это абстрактная модель, которая строго соответствует составу и структуре системы, фиксирует (копирует) свойства ее элементов и причинно-следственные связи.

компьютерную.

. Под ним может пониматься: либо изменение времени от события к событию, либо учет с постоянным шагом. В 99% случаев программные пакеты используют от события к событию. Почему? 1. Позволяет фиксировать качественные изменения в состоянии объекта. 2. Нет опасности «проскочить» шагом изменение объекта.

или исходные данные не являются точными или существенными параметрами изучаемой модели.

Четвёртый этап — оценка выполненной работы, сопоставление цели с полученными данными.

Типы систем:

Ближнего Востока)

При характеристике развития / трансформации динамической системы ее изменения представляют в виде “фазового портрета”, состояние которого определяется значением параметров в конкретный момент времени. Множество значений, которые будут у системы в устоявшемся режиме, – называются аттракторами.

Вопрос 3. Статистические пакеты.

на столь же высоком уровне, как и эксперты. Основным недостатком эксперты называют то, что в основе EC лежат парные сравнения, которые используются для получения количественных значений. В области политики важнее информация, связанная качественными заключениями типа «событие A важнее события B».

; программа является бесполезной, когда тема плохо разработана, отсутствуют эксперты.

Также спецификой EC является то, что в программе невозможно учесть эффект групповых решений и влияния субъективного фактора на принятия решений.

удобен и для создания моделей, в которых изменяют свое состояние уровни, а аналитик должен оценить эти изменения. Также для моделирования политических процессов используется пакет CASCON. Используется в ООН как база знаний по всем кризисам в мире.

интерфейс и возможность интеграции с языком статистических вычислений. Для SPSS необходимо не менее 1 ГБ оперативной памяти.

содержит различные методы для анализа временных рядов, выполняет спектральный анализ.

R

4. Эволюция сетевых исследований в социальных науках

В сетевой подход основной вклад внесли представители психологии, социально-культурной антропологии и социологии (первые эмпирические исследования сетевых взаимодействий между индивидами).

Под изучением сети следует понимать изучение структуры связей между элементами социальной системы.

и Левита предложено понимать под сетью совокупность позиций, связи между которыми являются потоками ресурсов. При таком подходе модель отношений между позициями, полученная в ходе экспериментов, выступает как основа структуры или тип структуры.

предложил теорию «шести рукопожатий»: подчеркивает сетевой характер глобальной цивилизации.

.

).

Они предложили определять структуру общества через сети (или системы) отношений, получаемые акторами через выполнение их совместных и взаимных ролей. При изучении любой социальной сети, важно выявить ее структуру и связи между участниками, опирающиеся на вырабатываемые совместно нормы и правила, но не менее важно выявить, какие процессы протекают в рамках самой структуры.

.

пользователей, имеющих общие интересы.

)

Сети формальных и неформальных отношений лежат в основе экономических действий, позволяя опираться на постепенно развиваемое доверие, обмен информацией, разрешение конфликтных ситуаций в соответствии с выработанными нормами и правилами.

и обмены выступают как результат переговорного процесса между заинтересованными сторонами.

рассматривал социальную сеть как объединение трех составляющих: совокупность позиций, связи (отношения) и потоки ресурсов.

) бывает «объединяющим» (в форме общественных связей – нормы, правила поведения) и «связывающим» (в форме личных связей).

Вклад экономистов

Проблема ограниченности материальных ресурсов частично снижается за счёт накопления иных ресурсов (человеческих, например). То есть, сеть формируется как способ достижения

экономии издержек и связанное с этим обоснование выбора сети как предпочтительной альтернативы.

Особое внимание положениям новой институциональной экономической теории (НИЭТ). Ключевыми понятиями для определения сети как нового экономического явления в рамках данной теории выступают понятия транзакционных издержек, контрактных взаимодействий, координирующих структур и механизма координации.

в социальную структуру.

)

исследованием, который концентрируется на более широких вопросах, связанных с распределением власти в современном обществе”.

оминантной моделью управления становятся политические сети. Корпоративизм и плюрализм – как модели исследования взаимодействия государства и гражданского общества себя исчерпали.

1. Теория политических сетей реконструирует отношения между государственным управлением и современным обществом. Концепция политических сетей относится к теориям среднего уровня, т.е. в ней описываются отношения не между обществом и

ассоциациями.

.

3. Теоретики политических сетей учитывают моральное измерение управления и процесса производства политического решения.

4. Хотя в теории политических сетей понятие “институты” играет значительную роль, всё же связи и отношения находятся в фокусе.

].

6. Прогнозирование с помощью сетевого подхода

Особенности:

, дескриптивной статистикой и т. п. Сетевой анализ выступает дополнительным инструментом, позволяющим добиться достоверных результатов.

в сети политического взаимодействия.

3. Приемы сетевой визуализации и картографирования очень полезны для наглядного определения и оценки текущей политической ситуации.

управление; Сетевое общество и глобализация; Сети в м/отношениях; Сетевые политические коммуникации; Исследование политических конфликтов.

отношений в обществе имеют ценность, которая превышает сумму человеческого капитала, которую можно

получить путем простого суммирования тех инвестиций, которые были сделаны в развитие отдельных индивидов.

, чем близкие родственные или дружеские связи.

С точки зрения сетевого подхода важным являются современные информационно-коммуникационные технологии, которые заменили более формальные и устаревшие способы накопления социального капитала (членство в общественных организаций, необходимость участия в общих собраниях).

2. Гражданское общество. ГО тесно связано с понятием социального капитала, поскольку делает акцент на изучении влияния общественных и общественно-политических организаций на политический процесс и поддержание демократии, а социальный капитал использует эконометрические методы и изучает как структуру отношений в обществе.

хотя бы один из депутатов, это значило, что между комитетами нет связи.

Выяснилось, что в палате представителей формируются «кластеры» (замкнутые группы комитетов, где значительное количество членов совпадает). Например, это происходило с группой комитетов, чья деятельность базируется на проблеме национальной безопасности.

Была также выявлена корреляция между связями комитетов и результатами голосований: если комитеты входят в «кластеры», это значит, что голосования в этих комитетах преимущественно происходят с позитивным результатом, то есть в пользу принятия какого- либо решения. Если не входят – депутаты часто не приходят к конкретным решениям. Это позволяет предсказывать результаты голосования без реальных знаний о политических позициях конкретных депутатов, их взглядах и мировоззрении.

Землячества, сформированные мигрантами, предоставляют вновь прибывшим возможности трудоустройства на новом месте, облегчая тем самым им адаптацию. Базовой категорией для всех сетей мигрантов выступает доверие.

организация никак не влияет на

то, будет та или иная тема включена в повестку дня данной организацией или нет. Наибольшее влияние оказывает место конкретной организации в сети. Выяснилось, что в ней существует некое ядро организаций, обладающих наибольшим авторитетом и активностью, и ее периферия, которая принимает темы повестки дня в зависимости от профиля своей деятельности.

можно было каким-то образом бороться при помощи антимонопольного законодательства, то в интернете сайты могут удерживать положение близкое к монопольному совершенно безнаказанно.

аиболее важными участниками сети выступают гражданские лица, чеченские сепаратисты, военные и правительство Чечни. Но если добавить к этому анализу вычисления силы влияния на результаты событий отдельных участников конфликта, то получится, что наиболее влиятельными акторами оказываются Президент Чечни и криминальные структуры. В то же самое время самые упоминаемые участники конфликта – гражданские лица, окажутся наименее влиятельными.

для реальных проблем-(проверка)-информация о реальном мире(математическая модель)

Основное достоинство полит анализа на основе сетевого заключается в том, что в его результате могут быть получены такие данные, которые мы не могли бы получить другими методами.

который абстрагируется от деклараций и ценностных ориентаций самих объектов изучения

3. сетевой анализ может успешно комбинироваться с другими методами математической статистики

макроуровнях

аппарат

6. имеет специализированное программное обеспечение для автоматизации статистических вычислений и визуализации полученных данных

Минусы: 1. сложность сбора эмпирических данных или если соответствующие связи между исследуемыми объектами принципиально скрываются от исследований

распространяемые в сети

ерспективный.

7 БИЛЕТ: КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ ДЛЯ СЕТЕВОГО АНАЛИЗА (СА)

американских интеллектуальных кругов- исходными данными являются тексты научно-публицистической периодики)

(использовалась для поиска связей в социальных группах, выявление внутренних группировок (клик), а также сортировка узлов в ограниченный набор ролевых категорий)

работал в среде DOS ,не имела графического интерфейса и управлялась при помощи командной строки

Сейчас насчитывается около 70 подобных

только две работы, которые описывают, как пользоваться конкретными программами для СА:

. одной программе с использованием одного метода-метода нейронных сетей

и для автоматической обработки и визуализации данных

. задачи)

(статистика)

модели случайных графов)

3D-визуализация сетей)

-дружественность интерфейса программы

-наличие разного рода руководств, справочников

-получение технической поддержки

ВЫВОД: есть семь критериев, на котором базируется сравнение: 1. данные 2. дескриптивные методики 3. стандартные процедуры 4. статистическое моделирование 5. визуализация 6. интерфейс 7. поддержка

8.Возможности индексного анализа в политических исследованиях

протекания демократических процессов. Помимо заслуги в первом решении проблемы измерения демократии, преимущество этого индекса состояло в том, что он давал возможность осуществлять корреляционный анализ политического и социально-экономического развития государств.

парламентов, индексы диспропорциональности между используемым видом избирательной системы и представительством партий в парламенте и ряд других. Индексы рассчитываются для характеристики степени этнической, конфессиональной фрагментации социума в целях изучения влияния этого фактора на стабильность функционирования социума.

проектов

принятия решений».

Этапы развития исследований:

в США в результате активизации государственной политики, прежде всего в социальной сфере. Исследования проводились внешними научно-исследовательскими центрами по заказу государственных органов власти;

2) 1970-80-е гг. Оценивание становится неотъемлемым атрибутом оценивания государственных программ. Подавляющее большинство методов являлось внутренним оцениванием, проводимым правительством или отдельными органами государственной власти (т.е. внутренние оценки). Однако в этот период были образованы первые сетевые организации в сфере оценки: «Сеть оценки» и «Общество оценочных исследований», объединившиеся в 1984 г. в «Американскую ассоциацию оценки». Как и на первом этапе, важную роль играла ориентация государства на оценивание как механизм повышения легитимности его решений.

). В 2009 г. – 60 ассоциация оценивания в мире.

).

 

» выделил 8 основных моделей оценивания.

слабый учет непредвиденных результатов.

отсутствие заранее сформулированных критериев оценки побочных результатов, что приводит к проблеме определения конечной оценки программы,

проблематичность определения критериев оценки результатов и, как следствие, проблематичность самой оценки, что приводит данную модель к необходимости анализа потребностей лиц и организаций, которых затрагивает данная программа, и дальнейшему сопоставлению полученных результатов и выявленных потребностей.

высокая степень сложности и, соответственно, стоимости такой оценки. Слабое внимание к побочным или непредвиденным результатам программ;

зачастую низкая объективность потребителей, исходящих из принципиально различных критериев.

модели оценивания. Сложность определения круга заинтересованных сторон.

как любая экономическая модель, применяемая в государственном секторе, страдает от невозможности оценивания многих государственных программ, не имеющих четко определяемых в денежной форме результатов (величины доходов).

чаще всего — узость экспертной оценки, проводимой специалистами в ограниченной предметной области.

 

В процессе реализации различных моделей оценивания политик применяется достаточно широкий спектр методов.

) и др.

, 2006) и др.

моделирование поведения экономики при различных сценариях общественного воздействия) и т. д.

(определение сравнительного стоимостного эффекта от реализации политики по отношению к возможной альтернативной политике) и т. д.

регионов.

 

Опыт построения индексов в России

, значением от 0 до 1.

)

того региона.

обозначения:

— номер показателя для оценки демократичности общества, — число таких показателей;

— номер показателя для оценки развитости публичной сферы, — число этих показателей;

ой группы (в нашем случае было три группы респондентов: служащие, бизнесмены и представители некоммерческих организаций), опрошенных в -том регионе, , где — число регионов, в которых проходило анкетирование.

того региона.

Каждому респонденту предлагалось заполнить 2 анкеты:

— анкету для оценки демократичности общества (8 показателей), — анкету для оценки состояния и развитости публичной сферы (9 показателей). Ему было необходимо оценить по 10-балльной шкале каждый из показателей обеих анкет – максимально допустимое значение равнялось 10 баллам.

.

ому показателю рассчитываем групповые оценки:

. Для этого применим следующие формулы:

той группы респондентов данного региона.

той группы респондентов данного региона.

к 1, тем выше оценивается респондентами данного региона демократичность общества или развитость публичной сферы соответственно.

затем можно представить для каждого региона в форме графических «портретов». В ходе пилотажных и полномасштабных исследований выявлены пять типов региональной публичной политики:

а) регионы с консолидированными низкими оценками ПП – респонденты из всех трех секторов одинаково низко оценивают состояние ПП;

б) центрированные регионы – всеми участниками дается консолидированная средняя оценка;

в) регионы с партнерскими отношениями между секторами, где респонденты дают консолидированные высокие оценки состояния ПП;

г) регионы с неконсолидированными оценками ПП, где оценки респондентов одного из секторов довольно сильно отличаются от оценок двух других;

) регионы с разрывами неконсолидированных оценок ПП – оценки ПП респондентами не менее чем двух секторов не консолидированы, характеризуются очередным разрывом.

Политические рейтинги в структуре политических оценок

.

– исследовательские центры, использующие для широкой публики как средство репрезентации результатов мониторингов и монографических исследований политические рейтинги.

̆ власти, может обнаруживать ещѐ и проблему застаивания власти и еѐ кристаллизации, что, в целом, негативно сказывается на политическом развитии.

, институтов или события, полученная путем опроса целевой группы и в конкретный момент времени выраженная в процентах или баллах.

.

его в СМИ в течение определенного времени.

процедура взвешивания или введения поправочных коэффициентов – сдвиг выборки, давление доступных респондентов и географическое смещение, влияние структуры анкеты.

При анализе рейтингов используются ранговые шкалы.

включают и ситуационную оценку, и реализацию планов на будущее.

/10946

 

Рейтинги в электоральном процессе

Рейтинг показывает не то, что люди непосредственно «видят», а что они готовы или хотели бы «видеть».

.

, безотносительно того, кто из «тандема» будет участвовать в президентской гонке.

Публикуемые в СМИ результаты исследований позволяют формировать и деформировать общественное мнение, создавать определенные стереотипы политических действий, облегчают политическое управление. СМИ в результате политического заказа публикуют сознательно сфабрикованные рейтинги.

Высокий рейтинг для представителей властных структур – еще один показатель их легитимности, гарантия стабильности и устойчивости существования. Рейтинг начинает выполнять неспецифичную для него функцию подтверждения имиджа политика в его собственных и массовых представлениях. Поэтому использование рейтинговых данных вполне может рассматриваться в качестве одного из инструментов влияния на общественное мнение. Более сложной и неоднозначной является ситуация, когда осуществляется манипулирование реальными рейтингами. Манипулирование возможно при помощи искажений при публикации. Журналисты выбирают из рейтингов только нужную им строчку и публикуют именно ее, искажая общую картину. Могут публиковаться данные опроса относительно доверия к политикам, и не публиковаться – относительно желания за них голосовать (или наоборот).

является интегральным продуктом. Его ключевая особенность заключается в использовании не одного, а пяти качественно отличающихся исследовательских модулей. Данный подход позволяет проанализировать деятельность глав регионов с разных сторон. При этом основной акцент сделан на учёт мнения жителей регионов.

1. Оценка ситуации в регионе, направление её развития, высказаться о работе главы субъекта и о том, стоит ли ему оставаться на своей должности или он должен уступить место более эффективному управленцу. Ответ на каждый из этих вопросов добавляет в общий результат максимум по 15 баллов.

2. Основывается на обработке данных Федеральной службы государственной статистики о соотношении доходов и расходов населения (максимум 5 баллов).

» Фонда «Общественное мнение» (максимум 5 баллов).

Вклад в итоговый результат критериев четвёртого модуля – максимум 10 баллов.

глав регионов Национальной службы мониторинга (максимум 5 баллов).

/99

Во-первых, Тюменская область в конце 2015 – начале 2016 гг., несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, демонстрировала устойчивое экономическое положение. Во-вторых, правительство региона добилось снижения уровня долговой нагрузки. Так, у Тюменской области один из самых низких уровней госдолга среди всех регионов РФ. В-третьих, регион активно участвует в реализации политики замещения импортной продукции в области машиностроения (производство бурового оборудования)»

групп

Политические установки вызывают интерес у исследователей и политиков в связи с тем, что они могут выступать в качестве средства обратной связи между теми, кто принимает решения и теми, кто их исполняет, и, в известной степени, помогают отразить отношение граждан к тем или иным политическим лидерам, явлениям и пр.

В сфере политической деятельности именно политическая установка становится фактором, регулирующим поведение индивида или сообщества и моделирующим позитивное или негативное их восприятие власти, правительства, государства и политики в целом.

Выделяют следующие виды политических установок: на ситуацию, на объект; на политическую систему, на режим, на политические силы, на конкретные политические институты, на лидеров и пр. Реакцию субъекта на то или иное явление определяет не только само явление, но и внутренняя, неосознанная предрасположенность субъекта реагировать на нее определённым образом, т.е. установка субъекта.

Политические установки благодаря своим функциям:

1. дают человеку способность реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта; обеспечивают устойчивость личности,

2. помогают человеку смоделировать реакцию не только на знакомые, но и на неизвестные, неясные, непонятные социально-политические ситуации, сводят к минимуму риск, опасность, содержащиеся в подобных ситуациях; играют специфическую роль компенсатора когнитивного дефицита, т.е. восполняют недостаток политических знаний и сведений;

3. служат необходимым средством психологического включения массы в политическую жизнь.

Поскольку политика охватывает множество людей, в том числе и молодежную категорию, а свои установки в отношении политики индивид заимствует, как правило, от других, а политические установки способны меняться, особенно под воздействием изменений в потребностях, мотивах, знаниях и опыте людей, поэтому так важна роль политических установок в процессе политической социализации молодежи.

Политические установки молодежи способны еще чаще меняться, в связи с динамичностью (подвижностью) изменений в потребностях, в мотивах, в знаниях и опыте молодых людей. К сожалению, в современном российском обществе часть агентов политической социализации либо значительно утратила свое влияние (например, семья, школа) на процесс усвоения политических норм и моделей поведения, либо остается пока вообще несформированной (например, группы интересов, политические партии).

Результатом политической социализации является определенная структура личности, политические ценности которой являются устойчивыми элементами, трансформируясь в убеждения и установки. При этом определяющую роль играет непосредственный жизненный и политический опыт молодого человека, который позволяет ему сопоставить предлагаемые различными посредниками и агентами политические теории и концепции с соответствующими жизненными реалиями.

 

14 вопрос. Анализ опасности социальных конфликтов в сознании жителей мегаполиса

в том, числе и политической), концентрации человеческого капитала (активное и высокообразованное население, развитой инфраструктуре.

Мегаполис – значительная пространственно и функционально единая группировка городов или поселений городского типа, составляющая общую социально-биологическую, экологическую и экономическую систему.

1. Социальные конфликты.

. “Под конфликтом, я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон.

— столкновение) – крайний случай обострения социальных противоречий, который выражается в столкновении различных социальных общностей, обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития.

В истории социологии имеют место различные концепции, раскрывающие сущность социальных конфликтов:

. Сущность социального конфликта заключается в столкновении между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры.

2) Автор — Герберт Спенсер, английский философ. Сущность — Социальный конфликт обусловлен борьбой за существование, которая в свою очередь. Определяется ограниченным объемом жизненных ресурсов.

3) Автор — Карл Маркс, немецкий экономист и социолог. Сущность — существует постоянный конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который по мере развития техники и производительных сил становится всё более острым, пока не приводит к смене способа производства. Классовая борьба, классовый конфликт являются движущей силой истории, порождающей социальные революции, в результате которых общество переходит на более высокий уровень развития.

в конечном счете стабилизирует общество.

Существуют различные классификации социальных конфликтов:

• По формам проявления выделяют социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, семейные, военные, юридические, бытовые

, необходимы, вынуждены, функционально непринужденные

неуправляемые, те, спонтанно прекращаются, прекращаются под действием средств, найденных них противоборствующими сторонами; решаются вмешательства внешних си.

, межличностные и групповые, межгрупповые, конфликты в организациях

мегаконфликты

• По остроте проявления — мирные и вооруженные, явные и скрытые

• По особенностям протекания — простые (бойкот, саботаж, преследования, вербальная и физическая агрессия) и сложные (общественный протест, бунт, социальная революция, война)

Причины социального конфликта:

1. Первая причина социального конфликта: осознание противоположности интересов.

базовых потребностей.

3. Третья причина социального конфликта: неравенство людей.

4. Четвертая причина социального конфликта: несовпадение целей и интересов людей или соответствующих групп.

А так же:

ориентации;

— различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;

— религиозные различия;

— поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

2. Анализ опасности социальных конфликтов в сознании жителей мегаполиса

Ниже приведены данные опросов «Политический Петербург», проводимые Центром эмпирических политических исследований факультета политологии СПбГУ (руководитель проекта в 2008 г. – д-р философских наук Г.П. Артемов, с 2010 г. – д-р политических наук, проф. О.В. Попова).

и факторный анализ.

и, скорее, опасными.

При использовании индекса значимости конфликтов получаем уточнённую картину: в наибольшей степени в сознании петербуржцев актуализированы конфликты между русскими и нерусскими, а так же между богатыми и бедными. Как несколько менее значимая воспринимается опасность между православными и мусульманами.

Люди пенсионного возраста относятся с наибольшим опасениями к конфликту имущественных различий (стандартизированные остатки для ответов «очень опасны» и «скорее опасны» равны +1,9 и +1,7.

профессиональных групп. Наиболее настороженно к ним относятся представители МВД и военные (стандартизованный остаток равен +5). Наиболее легкомысленно к этому типу конфликтов относятся студенты и учащиеся различных средних специальных учреждений (стандартизованный остаток +2,2). Среди петербуржцев представители низшего слоя – единственная статусная группа – склонны считать, что конфликты между русскими и нерусскими не несут в себе никакой опасности (стандартизованный остаток +2,8). Что касается групп, которые относят себя среднему слою и промежуточному между средним и высшим и средним и низшим, то они оценивают конфликты между русскими и нерусскими как «очень опасны» и «скорее опасны» (стандартизованные остатки +1,6, +2,2, +1,9).

, однако анализ стандартизованных остатков показал, что склонны считать их совсем не опасными или скорее не опасными петербуржцы со средним полным и средним профессиональным образованием. В отношении оценки межконфессиональных конфликтов фактор образования у петербуржцев «работает» несколько иначе. Склонны считать совсем не опасными этот вид конфликтов обладатели среднего полного, среднего профессионального и незаконченного высшего образования.

считаю конфликт очень опасным.

Статусная самооценка в вопросах опасности споров между работодателями и работниками, влияет на представления только двух групп: относящие себя к низшему классу считают эти конфликты совсем не опасными, представители среднего класса, склонны считать их, скорее, не опасными.

сознания петербуржцев.

. Пятый фактор – собственная материально–статусная самооценка – связанная с отнесением себя к какой–либо группе и представлением о характере произошедших в последние годы материальных изменений. Шестой фактор – активность гражданской позиции – определяется интенсивностью межличностной политической коммуникации, интересом к политическим событиям и субъективной компетентностью в области политики.

Выводы.

людей.

60,8%).

Опросы 2010 и 2011 года показали, что происходят существенные межгрупповые смещения сознания в отношении к социальным конфликтам.

 

 

Методики анализа различных типов политической нестабильности

).

измерение принципов формирования и функционирования органов государственной власти (например, смещение избранного президента со своего поста силовым путем).

), но до сих пор методики прогнозирования и анализа политической нестабильности сохраняют вероятностный характер.

, 2001)

Индексы:

Людвига-Максимилиана

университет

Индекс оценки политических и институциональных преобразований в стране

Индекс распределения ресурсов, Всемирный Банк

Фонд Мира

Глобальный индекс миролюбия, Институт экономики и мира

государственного управления им. Дж.Ф. Кеннеди

Брукингса

Мэрилэда

Economist

Мейсона

Глобальные индикаторы государственного управления, уровень политической стабильности и отсутствия насилия, Всемирный Банк

Современные методы оценки и прогнозирования цены политических конфликтов и потенциала сохранения гражданского мира

– проблема связана с понятием цены конфликта – оценкой прямых краткосрочных и косвенных долгосрочных издержек конфликтного воздействия: численность погибших и раненых, количество беженцев, степень разрушения объектов инфраструктуры, финансовые потери т.д. Сложно создавать модель конфликта и оценивать точные масштабы и цену, но можно спрогнозировать вероятные финансовые и гуманитарные риски.

Например, прогноз негативной динамики экономического положения и инвестиционной привлекательности государства, вошедшего в период политической нестабильности – это всегда отток капитала. Исследования такой ситуации показывает, что в среднем ВВП государства снижается на 2.2 -2.4% ВВП ежегодно при длительности конфликта до 10 лет, а более 15 лет – 3.4 – 3.7%ВВП.

Далее гуманитарный аспект: прямое количество военных и гражданских жертв от конфликта; прямое количество беженцев и внутреннее перемещение лиц; ухудшение условий жизни вследствие разрушений инфраструктуры территории, падения охраны здоровья и безопасности.

жертвы военных конфликтов) – изучают периодически гуманитарную цену политической нестабильности. В ситуациях развития политической нестабильности страны могут трансформироваться до состояния несостоявшихся государств, которые на продолжительном временном периоде являются источниками высоких гуманитарных рисков.

: динамика беженцев и перемещение лиц. Беженцы несут социальную и экономическую нагрузку на принимающие их государства.

характер политической нестабильности. Исследование с 1986 по 2010 показало следующее:

При доле беженцев 0.1-0.5% (до 50 000) наблюдается либо затухание предыдущих политических конфликтов, либо наличие локальных конфликтов низкой интенсивности.

государственная нестабильности или значимый по масштабам конфликт в соседнем государстве.

онфликты с применением насилия (значимые групповые этнические конфликты, локальные восстания, масштабные пограничные вооруженные конфликты).

Выше 1%(до 5%) (до 350 000) – крупномасштабные конфликты в государстве (участие в конфликтах регулярных вооруженных формирований, крупномасштабные военный интервенции, гражданские войны)

.

Ограничения:

Речь идет о странах Африки и регион Ближнего Востока

Все конфликты включены в конкретные исторические долгосрочные тренды мирового развития (экономическое развитие, послевоенная система МО).

.

Появление моделей среднесрочного и долгосрочного прогнозирования политической нестабильности и оценки их цены способствовало появлению модели оптимального разрешения конфликта на начальных стадиях.

). Учитываются семь параметров:

Человеческая безопасность (за 10 лет). Учитываются случаи конфликтов. Если высокий уровень проблем с безопасностью на продолжительном промежутке (-2). Если средний уровень проблем с безопасностью (-1). Низкий уровень – 0. Незначительный уровень проблем с безопасностью или их отсутствие (+1.5).

(-2).2) ненасильственный конфликт без дальнейшего развития; насильственный конфликт с согласованием требований с государством (-1).3) успешное разрешение ненасильственного конфликта (+1.5). 4) отсутствие конфликтов (0).

, составляющих не менее 10% населения (-2).

демократии (+1.5).

Длительность существования режима со времени изменений в политической системе. 1. Политические институты существуют менее 5 лет (-2). 2. Политические институты существуют менее 10 лет (-1). Более 10 лет (+1.5).

(+1.5).

или находятся в состоянии интенсивного вооруженного конфликта (-2). 2.большинство пограничных государств являются автократиями или находятся в состоянии умеренного вооруженного конфликта (-1).

 

.Краткосрочное прогнозирование: принятие политических решений в условиях политических конфликтов

Можно использовать игровое моделирование, где пытаются просчитать возможное поведение сторон, выработать вероятные сценарии. Тут такие требования:

, способных занимать в конфликте несовпадающие позиции, а схожие по позиции игроки объединены.

и наименьшего благоприятствуя. Чем точнее определены интересы, тем точнее можно кодировать и выше объяснительная способность модели.

.

2004, когда оппозиция отказалась признать итоги второго тура президентских выборов и начались массовые акции протеста.

издержек.

Строится модель, где значение исходов от 1-наименее предпочтительный и 4-наиболее предпочтительный исход.

без изменения стратегии противника.

,В) и делаем таблицу возможных исходов конфликта (АВЗД, БВД и т.д.). Далее каждому действию даем приоритет от 1 – самый приоритетный до 19 –низший. Присваиваем путем аналитической оценки и выстраиваем матрицу предпочтений участников конфликта. Далее строим матрицу оптимальных исходов для участников конфликта. Тут проблемы: как делать рейтинг исходов, когда участников много? Эти модели могут нести и поисковую функцию, предлагая наиболее вероятные варианты ситуации.

. Эффективность современных политических партий: методы и результаты оценки.

Этот критерий опирается на тезис о том, что в политике важно не только количество доступных партии ресурсов, но то, как она работает в рамках действующих институтов.

Через призму этого критерия выделяются:

Не парламентские партии;

Парламентские партии.

Последние делятся на несколько уровней эффективности в зависимости от институционального дизайна режима:

В партийных системах с одной партией-гегемоном – решающая роль именно у этой партии, а остальные отодвинуты на периферию.

В партийных системах без доминирующей партией эффективность партий зависит от размеров фракции в парламенте, коалиционных возможностей партии и стилем политического лидерства внутри партии.

иятельной политической партии – способность вступать в коалиции. Выделяют несколько индексов влияния партий:

);

;

;

;

;

– отображает способность партии мешать принятию решений.

в расчет принимаются все последовательные коалиции (весь набор комбинаций участников, присоединяющихся последовательно друг к другу).

Ключевым игроком здесь является последний участник, делающий коалицию выигрывающей. Таким образом, распределение власти определяется тем, кто в побеждающей коалиции является центральным для принятия решения.

С помощью этого индекса можно наглядно продемонстрировать, что влиятельная партия не всегда самая многочисленная. Вспоминаем пример про октябристов и их маятник.

ыигрывающая. В ней есть ключевые/центральные игроки, если она лишится их, то она перейдет к положению проигрывающей коалиции.

рассчитывается по доле выигрышных коалиций (независимо от их размера!), в рамках которых некоторый игрок оказывается

влиянием на парламентский процесс). Для достижения значительного влияния достаточно попадать в выигрышные коалиции.

. Для партий важно создавать и поддерживать выгодный для себя имидж.

Политический имидж – сложившийся в массовом сознании стереотип партии, выраженный в эмоционально окрашенном образе лидера или партии. Имидж должен:

   Отвечать общественным запросам

Быть реальным, а не мифическим, т.е. сочетаться с реальной деятельностью партии.

быть простым, но уникальным и запоминающимся.

как она использует коммуникационные каналы (особенно во время электорального цикла).

 

: мировой и российский опыт

), « язык общественной мысли» (П.Н. Денисов), «политический язык» (О.И. Воробьёва) и т.д.

, посвящённые политическому языку в Советском Союзе.

и др.

, В.В. Смирнов и др.

.

, которые разработали достаточно полные дефиниции самого понятия дискурса.

или используется для достижения каких-либо определённых целей, выполнения определённых функций, то есть теоретически основывается на признании взаимосвязи между формой языка и его функцией. Методология функционализма предполагает изучение и структуры, и функционирования языка с целью выявления соответствий между ними.

единиц употребления языка.

юс ситуацию», в то время как текст определялся как «дискурс минус ситуация».

 

Методики транскрибирования и оценки политического дискурса и область применения в политологии

В научной литературе существует широкое и узкое понимание понятия политического дискурса. В рамках широкого понимания политического дискурса под этим понятием понимают «любые речевые образования, субъект, адресат или содержание которых относится к сфере политики»; «совокупность дискурсивных практик, идентифицирующих участников политического дискурса как таковых или формирующих конкретную тематику политической коммуникации». В качестве языкового материала могут быть использованы выступления политиков, политических обозревателей и комментаторов, публикации в СМИ, материалы специализированных изданий на различные темы, качающиеся аспектов политики. При таком подходе исследование политического дискурса включает рассмотрение практически всех семиотических систем.

, которые производятся в такой институциональной окружающей обстановке, как заседание правительства, сессия парламента, съезд политической партии. Высказывание должно быть произнесено говорящим в его профессиональной роли политика и в институциональной окружающей обстановке.

:

).

статусом адресанта дискурса и его словарным запасом

анализ стратегий адресанта в процессе коммуникативного акта

,

изучение различных способов репрезентации реальности через анализ как разговорного, так и письменного языка с целью выявления их идеологической направленности.

Предметное поле дискурс анализа раздвигается до изучения социальных практик.

дискурс рассматривается как совокупность различных социальных практик, поставленных в строгие рамки своего формирования и зависящих от культурно-исторического времени и пространства.

семиотическим содержанием и подлежащим анализу через лингвистическую медиацию.

в центре внимания механизмы и правила мены коммуникативных ролей и особенностей линейного структурирования разговора в аспекте социальной организации взаимодействия.

. Гиббон,

изучается речевое взаимодействие в ходе коммуникации во всей своей совокупности с целью выявления связи соседних высказываний в потоке речи, субъектов управления ходом беседы, языковых данных, превосходящих высказывание и т. д.

,

   в основе метода «лежит предположение о том, что человеческие когнитивные структуры неразрывно связаны между собой в рамках одной общей задачи – объяснение процессов усвоения, переработки и трансформации знания, которые, соответственно, и определяют сущность человеческого разума»

Дискурс трактуется как синоним практики социального конструирования.

   Э. Лакло,

».

дискурс рассматривается как ситуативное использование языка и речи в повседневной практике общения, при этом субъективные психологические реальности могут создаваться искусственно, посредством самого дискурса.

 

22.Структурно-демографический подход в оценке нестабильности политических режимов

стохастические факторы:

соц. и полит нестабильность , революции , гражданские войны) – длится примерно 100 лет

связанные с отношением чередующихся поколений к средствам разрешения конфликтов ( отцы и дети, Потом внуки- открытые конфликты)

представляет собой динамическую систему, Включающую три подсистемы: народ, элиты, государство. Их взаимодействие определяется тремя процессами:

претенденты

налогов –сопротивление элит

которые порождают революционные потрясения и гражданские войны

 

 

.

Временной ряд – это ряд расположенных в хронологической последовательности значений статистических показателей. Он состоит из двух элементов: те или иные статистические данные и показателей времени.

Задачи анализа динамики временных рядов:

Математическое моделирование в виде временного ряда.

Исследование структуры временного ряда.

Предсказание развития событий на основе временного ряда.

Изучение взаимодействия между разными временными рядами.

Методы анализа временных рядов:

Сглаживание – для нейтрализации сезонных колебаний.

)

и скользящего среднего – для прогнозирования изучаемых процессов с однородными колебаниями вокруг функционального значения.

Спектральный анализ – для определения скрытых периодов.

   Экспоненциальное сглаживание.

Регрессивный метод оценивания прямой

являются ли это отдельными методами или это частный случай первых 4х.

факторы в политическом прогнозировании

Современная глобальная экономическая система со свободным перемещением капитала предусматривает практически беспрепятственное передвижение носителей интеллектуального капитала в страны с более высокими социально-экономическими условиями жизни.

   Для постиндустриального общества характерны и другие издержки и противоречия:

Рост народонаселения и бесконтрольное расселение людей по миру

современного общества

природных ресурсов.

иерархическое разделение труда между странами и регионами

   Можно говорить о чётко сложившихся двух магистральных направлениях организации мировой экономики: глобализация как система мировой экономики, управляемая из единого центра; регионализация как экономическая система, имеющая несколько региональных центров.

Основные модели геополитики.

ойственно развитие и внедрение инноваций и высокая динамика социально-экономического развития на микро- и макро-уровне.

, включающий в свою орбиту территории государств бывшего восточного блока, называя её осью мировой истории; страны «внешнего полумесяца» — США, Великобритания, Япония; страны «внутреннего полумесяца» — Китай, Индия, Западная Европа, страны Ближнего Востока и Северной Африки.

экономики, достаточно сильная зависимость от государства, консерватизм, политика экономического протекционизма в связи с ограниченным выходом в мировой океан, ограниченная демократия, приверженность духовным ценностям.

аспекте Западом и Востоком.

Следует выделить геополитический закон стратегических блоков, который исходит из того, что историческая динамика диктует необходимость расширения территории в рамках стратегических блоков нескольких государств. Александр Дугин так формулирует этот закон: от городов государств через государства-территории к государствам-континентам, посредством военной и экономической интеграции.

. Технологии оценивания электронного правительства

Тем самым оценка часто оказывается «сдвинутой» в сторону одной из точек зрения. 

Про экспертный опрос.

Учитывая специфику регионального и институционального развития, особенности системы государственного управления и также трудности, связанные с применением отдельных зарубежных методик, Центр технологий электронного правительства НИУ ИТМО в сентябре 2011 года приступил к исследованию проблем развития «электронного правительства» в Российской Федерации. Цель исследования: выявление основных проблем и барьеров («болевых» точек) и возможных путей их преодоления. Основным исследовательским методом был выбран экспертный опрос. Привлечение экспертов позволило получить оценку протекающим процессам и сформулировать базовый перечень основных проблем в реализации планов внедрения технологий и методов «электронного правительства» в России по состоянию на вторую половину 2011 года. 

, связанный с ожиданиями возврата инвестиций от полного портфеля проектов.

 

Измерение электронного участия и пример мониторинга сайта.

федерального уровня.

. Ключевые признаки сайтов:

т. е. вопрос, важный для конкретного гражданина в данный момент времени.

в том числе возможность высказывания мнения о работе ведомства, сообщения о фактах нарушения сотрудниками установленных норм и др.

петиций и проч.

. орган исполнительной власти) каждый сайт получает от эксперта вектор значений.

Анализ группы признаков для каждого из сайтов ФОИВ позволяет разбить множество сайтов на ряд подмножеств с разным уровнем экспертных процедур:

 ≤ 3: сайты относятся к группе малой необходимости обратных связей;

 < 5 умеренная необходимость ОС;

 > 5 высокая необходимость ОС.

В группу с минимальными модулями отбираются сайты ведомств, наименее ориентированных на публичную политику, узкоспециализированных ведомств и др.

 

 

 

Методы исследования политической идентичности

и Европейской группы по исследованию ценностей.

, которое также позволяет выяснить жизненные стратегии. Биографический метод — личность, способная оценить собственные действия, формулировать свои предпочтения, связанные с предикатами «хороший» и «плохой», и способная опираться «на иерархию ценностей в процессе выбора возможных действий.

для оценки характера политической идентичности, поскольку (пусть это звучит как каламбур) «не быть» кем-то еще не значит кем-то «быть».

Шкала «правые – левые» неплохо работает в европейских странах, где спектр политических партий представляет собой распределение всех возможных вариантов и не смещен, подобно американской партийной системе, к центру. Кроме того, шкала «работает», если у респондента сформировались устойчивые политические и партийные предпочтения, что, в свою очередь, будет оказывать существенное воздействие на его политическое, в частности и электоральное, поведение.

) стали высказывать мнение, согласно которому страны стабильной демократии, вступившие в постиндустриальную стадию развития, характеризуются высокой степенью политической фрагментарности, индивидуализацией процессов, ослаблением классового антагонизма и снижением роли социальной стратификации в принятии электоральных решений, сближением идеологических позиций различных партий. А потому старые методики якобы не могут уже объективно отражать процесс политической идентификации граждан.

, достаточно близким или просто симпатизирующим?».

К. Дженнингс считает, что предпочтение, отдаваемое политической партии, является одним из наиболее распространенных способов выражения политической идентичности в демократических обществах.

, в которой каждое последующее суждение исключает предыдущее.

При этом предлагается шкала с тремя градациями (помимо «консерватизма» или «либерализма» можно выбрать также позицию «центрист», т. е. «срединную»).

странах для формирования партийной идентификации граждан требуется определенное время.

И затем задается вопрос о том, насколько тесной ощущается респондентом эта близость к партии.

.

), когда в ситуации личного интервью респонденты, не желая признавать свою некомпетентность в области политики, приверженность радикальным взглядам или аполитичность, дают «ситуативные» ответы (так называемый эмерджентный эффект) или оценивают свои взгляды как центристские.

 

. Дискуссии о кризисе плюралистической методологии в политологии

Современная плюралистическая методология базируется на некотором соотношении бихевиоризма и структурного функционализма. Критика:

движений, постиндустриальной революции, коммуникационных трансформаций.

Особенно настойчиво либерализм отстаивал невмешательство государства в экономическую жизнь.)

Эти методологии сравнительного анализа ориентируются на поиск закономерных связей и подобий, а это приводит к созданию картины политического мира, лишённой доли уникальности и многообразия.

Преобладание количественных методов анализа хотя и способствовало возможности для проверки гипотез, но и приводит к их обеднению. Статистическая проверка показывает зачастую либо банальные истины, либо уже известные зависимости.

стран.

Всё это привело к поискам новой методологической парадигмы с 1970-х.

в результате экономического империализма, не изменил общей картин, а третья волна демократизации позволила продвинуть дальше многие теоретические конструкты без радикального преобразования ПН.

традиций, количественных и качественных методов, объяснения и понимания, выяснения причин и простого описания, позитивизма и герменевтики.

сравнение.

. Методологическая функция категории «политическое событие».

науки в современном политическом познании.

политической рефлексии до поверхностности журналистики (смешение события с фактом).

исследований.

действующих на политической сцене людей. Затруднителен вопрос — кто лучше знает о событии и понимает его смысл — тот, кто был его участником, или наблюдатель?

в политической науке.

Методологически в изучении «спорной политики» наблюдаются синтезированные и дифференцированные подходы. Здесь три основные парадигмы:

;

рационалистическая парадигма наилучшим образом выражена в подходе с точки зрения ресурсной теории мобилизации;

культурологический поворот нашел отражение в изучении фреймов и конструировании коллективных идентичностей.

к событийному политическому знанию.

.

29 Модели регрессионного анализа.

Оставшиеся переменные, связанные с зависимой, могут именоваться факторами.

в которой 1 зависимая и одна независимая переменная называется парным регрессионным анализом. Модель с несколькими независимыми переменными – это многомерный регрессионный анализ.

его называли корреляционно-регрессионный анализ.

Шесть правил при выполнении РА:

   Многомерность (наличие ряда признаков, которые можно оценить количественно);

   достаточность (выборка – не меньше 5 наблюдений, а то и вовсе число наблюдений не меньше чем в 10 раз больше факторов, наблюдения должны быть независимы между собой);

   однородность выборки (переменные одного типа: зависимая – интервальная, независимая – дихотомическая, порядковая, интервальная);

   распределение нормальное или близкое к нему;

(отсутствие связи между парами предикатов);

   Интервальный уровень измерения исходных данных.

Регрессионный анализ дает возможность предсказать значения одной или нескольких переменных в зависимости от другой переменной (например, склонности к не конвенциональному политическому поведению в зависимости от уровня образования) или нескольких переменных.

Регрессионный анализ позволяет решать следующие задачи:

   Установить сам факт наличия или отсутствия связи статистически значимой связи между X и Y.

Построить наилучшие (в статистическом смысле) оценки функции регрессии.

   По заданным значениям X построить прогноз для неизвестного Y.

Оценить удельный вес влияния каждого фактора X на Y и соответственно исключить из модели несуществующие признаки.

   Посредством выявления причинных связей между переменными частично управлять значениями Y путем регулирования величин объясняющих переменных X

Регрессионный анализ может оказать неоценимую услугу при построении прогностических моделей развития политической ситуации, оценке причин социальной напряженности, при проведении теоретических экспериментов. Регрессионный анализ активно используется для изучения влияния на электоральное поведение граждан ряда социально-демографических параметров: пола, возраста, места проживания, национальности, уровня и характера дохода

 

Форсайт-исследования

в различных сферах жизни общества возрастают, поскольку они являются двигателем развития в экономике.

 

 

 

31 Фрактальный анализ

– разбивать).

фактов, но функционирует как совокупность связанно- составных фактов.

DATA

связано с информацией, которая не может быть обработанной или проанализированной с помощью традиционных процессов или инструментов.

 

– это

феномен накопления огромного количества данных и доступ к ним в режиме реального времени

методология технического сбора и анализа данных с помощью продвинутого софта и облачных технологий.

проблема анализа большого количества неструктурированных данных.

способ искать и агрегировать информацию.

, обычно выделяют два основных количественных параметра:

1. Объем структурируемых данных достигает 100 терабайт.

2. Скорость потокового поступления данных – 60 Гбит в секунду.

 ,, сент. 2008гспециальный номер журнала с темой «Как могут повлиять на будущее науки технологии, открывающие возможности работы с большими объёмами данных?», в котором были собраны материалы о феномене взрывного роста объёмов и многообразия обрабатываемых данных и технологических перспективах в парадигме вероятного скачка «от количества к качеству.

).

, оперативность.

Самыми прогрессивными способами визуализации данных являются: облако тегов, графики и диаграммы, исторический поток, пространственный поток, семантическая сеть.

, т. е. большой объём, скорость возникновения, разнообразие и внутренний ценный смысл.

Выборку сложно контролировать, поэтому приходится делать индивидуальный софт под задачи исследователя, без программистов никуда.)

).

 

обучение ассоциативным правилам, классификация (методы категоризации новых данных на основе принципов, ранее применённых к уже наличествующим данным), кластерный анализ, регрессионный анализ;

– это процесс поддержки принятия решений, основанный на поиске в данных скрытых закономерностей (шаблонов информации).

алгоритмов.

— интерпретация

 

Дата

Предположим, у вас набралось какое-то количество текстов- 300- 1.000 шт. Возникает вопрос их классификации и определения тематики каждого. Вручную это…клиника сразу.

.

 

 

) в частности.

 

Клиффорд Линч предложил для новой парадигмы специальное название Большие Данные.

Большие наборы данных от 1000 мегабайт (1 гигабайт) до сотен гигабайт

Огромные наборы данных от 1000 гигабайт (1терабайт) до нескольких терабайт

от нескольких терабайт до сотен терабайт

от 1000 до 10000 терабайт = от 1 до 10 петабайт.

: как организовать их хранение и обработку с помощью специальных программных средств, как закодировать и систематизировать тексты, видео, изображения, как анализировать неструктурированную информацию, как составлять шаблонные отчеты и строить углубленные прогностические модели. В социологических исследованиях большие данные интересны для наблюдения за поведением людей, например, в Интернете, при пользовании мобильными телефонами, платежными системами, совершении покупок в супермаркетах и т.д. – все эти действия “оставляют следы”, формирующие массивы информации.

с конца 1960-х годов, поддерживали качественный уровень обработки данных – они строго формализованы и нормализованы, обеспечивают связность данных и их атомарность. Недостатком реляционных баз данных на данный момент является растущее время сортировки при больших объёмах данных. Сортировка (а значит, и поиск конкретной записи) реляционных таблиц размером в сотни гигабайт занимает непозволительно много времени для различных задач.

» начали разработку принципиально новой модели базы данных, которая обеспечивала бы возможность распределённой обработки. Требование на распределённую обработку исключительно экономическое – некоторое количество далеко не самых мощных компьютеров дешевле суперкомпьютеров. Однако, по теореме CAP, распределённая база данных может обеспечивать лишь два из трёх свойств: согласованность данных, их доступность или устойчивость к разделению. Таким образом, мы должны пожертвовать или непротиворечивостью данных, или их присутствием в выборке, или возможностью разделить базу данных на несколько частей.

YARN, выполняющий функцию управления данными

то есть определение того, какие данные необходимо извлекать, хранить и анализировать, а какие – не принимать во внимание.

данных доля корректных записей по отдельным запросам может снижаться до нуля.

 

. сотрудник Международной Лаборатории Прикладного Сетевого Анализа НИУ ВШЭ.

в реальном времени.

» в своих сообщениях.

 

 

34 Циклически-волновые теории в прогнозировании политических процессов

Повторение политических циклов образует не замкнуто-циклическое (круговое), а более сложное, спиралевидное движение

и короткие):

). Здесь циклически меняющаяся переменная агрегирует уровень военно-государственной и технологической мобилизации, геополитическое могущество и престиж при социальной стабильности и легитимности власти.

детей и т.д.) и службы «по прибору» (так из низших сословий набиралось стрелецкое войско).

«Вторая революция служилого класса» известна как серия государственных реформ Петра I, в результате которых появляется единое служилое дворянское сословие и упорядочение военной и чиновничьей иерархии через Табель о рангах.

«Третья революция служилого класса» – это сталинский «крутой поворот» к полному огосударствлению всей экономики и жизни общества на основе массовой централизованной партии, подчиненных ей силовых, советских, профсоюзных, комсомольских и прочих структур.

 

Циклически меняющаяся переменная агрегирует уровень реальной защиты политических и экономических свобод, уровень защиты собственности, уровень ограничения власти законами, уровень участия граждан в управлении. Соответственно, реформы понимаются как целенаправленные изменения по либерализации в политической, правовой, экономической и культурной сферах. Напротив, контрреформы – это целенаправленные изменения в направлении более авторитарной политики, огосударствления экономики, большего контроля над идеологией, религией и культурой.

х гг.

развитие по пути, отличному от западного, и т. д. В результате получилась неправильная, асимметричная волна общественного развития России.

верно предсказал смену политических курсов в США.

за критерий (или за оси) колебаний берут капиталистические ценности (частная собственность, борьба за максимальный доход, свободный рынок, конкуренция) и демократические ценности (равенство, свобода, социальная ответственность, общее благо).

стабильности/напряженности; 5) уровень экономического и эмоционального комфорта (удовлетворения материальных и социальных потребностей) влиятельных групп.

», на ресурсных стратегиях и контроле, она призвана объяснять кольцевую динамику (Стагнация → Кризис → Авторитарный откат → Стагнация).

, обусловленной актуализацией старых и возникновением новых форм дифференциации, обособления и противостояния.

 

 

 


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *